всё вместе аниме манга колонки интервью отвечает Аня ОнВ

«Патриот Мориарти»: Бэйка-суторито, цу-цу-ван-би...

Свежий аниме-сериал студии Production I.G по манге Рёскэ Такэути и Хикару Миёси — попытка рассказать историю главного противника Шерлока Холмса с позиций «не так всё это было, совсем не так». Проще говоря, апокриф. Обозреватель «Отаку» Николай Караев считает, что попытка получилась смелая, в силу нелепости исполнения — провальная, в силу масштаба замысла — грандиозная.

Для холмсианы апокрифы — норма. Неканонические рассказы о Холмсе появились еще при жизни Конан Дойля — и с тех пор чего только не было на эту тему написано и снято. Классический пример переворачивания концепта с ног на голову — роман Николаса Мейера «Семипроцентный раствор» (в русском переводе «Вам вреден кокаин, мистер Холмс»), где профессор Мориарти — нормальный ученый, которого накокаиненный сыщик воображает главой преступного мира; по этому поводу Холмс едет в Вену, лечиться у доктора Зигмунда Фрейда, и всё заверте...
 
Из последних примеров вспоминается, естественно, бибисишный «Шерлок», повлиявший на «Патриота Мориарти» даже и визуально: местный Холмс кавайно камбербетчист, и Ватсон смахивает на Мартина Фримена. Опосредованно именно «Шерлок» стал причиной того, что студия Production I.G сняла почти одновременно два сериала про Холмса; в «Патриоте Мориарти» действие происходит в XIX веке в Лондоне, в «Деле №221» место действия — злачные кварталы современного Токио. Если «Шерлок» поднял коммерческую волну интереса к Бейкер-стрит, 221-Б, отчего бы эту волну не оседлать и мангакам с аниматорами?
 

Мориарти и Холмс: они сошлись — волна и камень.

Проблема в том, что ревизионизм «Патриота Мориарти» граничит с абсурдом. Профессор математики Мориарти — не злобный гений криминального мира, а лорд (со сложносочиненным гербом и девизом Je crois en moi — «Верю в себя»), который, решив обороть социальную несправедливость и превратить империю в утопию, подошел к задаче довольно нетривиально. На деле он даже не Мориарти, а некий сирота, усыновленный (вместе с братом) графом Мориарти и со временем занявший место настоящего Уильяма Мориарти, гадкого избалованного мальчика, в процессе, естественно, убитого. Эта подмена стала возможной после сговора двух братьев-сирот со старшим братом Мориарти, Альбертом, который ненавидел свою семью за презрение к низшим классам — и донельзя очаровался гениальным мальчонкой с красными глазами, настоящим патриотом Великобритании.
 
Всё это прекрасно как мыльная опера, но рассчитано, увы, на наивных японцев — а скорее, учитывая кавайность героев, японок — среднего школьного возраста. Вообще-то Мориарти — ирландская фамилия, и никаких аристократов Мориарти в Великобритании не было. Правда, Шерлок ласково сокращает Уильяма до Лиама, а Лиам — имя ирландское... но вряд ли авторы копали так глубоко; скорее, это еще один их epic fail.
 

Какой Шерлок без скрипки, наркотиков и Ватсона?

Подобных фейлов тут предостаточно. Не было у викторианских дворян моды на усыновление воспитанников приютов; не могло быть в Лондоне паба «Крошка Доррит» (привет Диккенсу), и выглядели пабы не так, и девушки вроде мисс (не миссис) Хадсон обходили их стороной, а не орали в компании джентльменов-холостяков: «Кампай!»; и это не говоря о ляпах вроде газеты The Dairy Londner («Молочный лонднец»), повсеместных японских поклонов, лондонской мафии — с которой активно сотрудничает Палата лордов, — и прочих исторических чудесатостей.
 
Не то чтобы кто-то ждал от манги и аниме достоверности, но «Патриот Мориарти» в стремлении перепахать холмсиану доходит до поистине фоменковских высот. Французская революция здесь — это социальный эксперимент британских спецслужб («англичанка гадит!»), а Максимилиан Робеспьер — британский агент и до кучи некий «предок» Майкрофта и Шерлока, Шерринфорд Холмс. Убийства Джека-потрошителя — дело рук не маньяка, но аристократов, которые желают перессорить рабочий люд и полицию. Наизнанку выворачиваются конандойлевские сюжеты: «Скандал в Богемии» — придумка Ирен Адлер, чтобы стать ближе к Холмсу; «Знак четырех» — план шантажиста Милвертона по нейтрализации Мориарти руками Холмса (причем Милвертон без зазрения совести содран с аналогичного персонажа «Шерлока»). Хорошо хоть не покусились на святое — собаку Баскервилей.
 

В этой версии реальности в газетах пишут исключительно на демоническом джапанглише.

С другой стороны, когда Ирен Адлер рекрутируют в организацию Мориарти и она, подстригшись под мальчика, решает, что теперь ее будут звать Бонд, Джеймс Бонд, вопросы отпадают: перед нами пастиш, жанр, который, как утверждает Википедия, не столько высмеивает, сколько чествует оригинал — в отличие от пародии. А-ля романы цикла Anno Dracula Кима Ньюмана или комиксы «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура — в них тоже появляются и Холмс, и Бонд, и черт в ступе. В «Патриоте Мориарти», увы, труба пониже и дым пожиже. Гигантский пассажирский лайнер «Ноатик», целиком срисованный с «Титаника»? Депутат Палаты общин Уайтли, который превращается в Двуликого, в Харви Дента из «Бэтмена»?.. Хай. Но, во-первых, не будем забывать о бюджете, который у аниме ныне невелик, во-вторых, сделаем скидку на японскую поп-культуру, переваривающую всё европейское без разбора, а в-третьих... в-третьих — отдадим должное мессиджу, который тут куда интереснее воплощения.
 
Почти все герои «Патриота Мориарти» пытаются изменить историю через те самые «социальные эксперименты». Как ни странно, исключение — Шерлок Холмс: он всего лишь развлекается, играет на скрипке, принимает морфий, решает чужие загадки и зарабатывает на жизнь. Его старший брат Майкрофт фактически в одиночку управляет империей; его враг Мориарти убивает аристократов и становится Наполеоном преступного мира, чтобы Великобритания побыстрее перешла к меритократии, а то и социализму; Ирен Адлер в принципе хочет того же, поэтому и шантажирует королеву Викторию документами о Французской революции; Шерринфорд Холмс, он же Робеспьер, в свое время пожертвовал собой ради общего блага.
 

Юный Мориарти: не бойся ложки — бойся вилки...

Получается своего рода «Тема предателя и героя» Борхеса: за уголовными делами кроется грандиозный человеческий театр, в котором режиссер играет одну из главных ролей — и предпочитает погибнуть, но изменить посредством своего спектакля мир.
 
При этом абсолютно марксистские — и очень викторианские — рассуждения о классовой борьбе и о способах добиться социальной справедливости звучат в каждой серии. Ну да, аристократы здесь — гротескные садисты хуже, чем в старом советском кино про царскую Россию, да и рабочие странные. Но по сути-то — всё верно. «Существуют две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые также не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пишей, учат разным манерам; которые живут по разным законам... Богачи и бедняки». Копирайт — Бенджамин Дизраэли, впоследствии лорд Биконсфилд, дважды премьер-министр Великобритании (1804—1881).
 

Роковая красавица Ирен Адлер превращается... в элегантного Джеймса Бонда.

На эдаком коммунистическом фоне меркнут даже нетривиальные отношения Мориарти и Холмса. Поначалу Шерлоку отводится главная роль в придуманной Мориарти грандиозной пьесе, причем профессор математики почти совращает сыщика, предлагает тому переступить черту, убив относительно невиновного. Потом выясняется, что и Шерлок не так невинен, и Мориарти не столь бесчувствен. Финальная схватка двух гениев тоже будет совершенно неканонической — и совсем не у Рейхенбахского водопада. Ну да что уж тут.
 
В общем, сказать, что «Патриот Мориарти» — хорошее аниме, очень сложно. Но кое о чём оно заставлят задуматься. В частности, о том, что пока в одних странах молодежь — в ходе успешного социального эксперимента властей — воротит нос от политики, в других о классовой борьбе и социальной революции детям рассказывают в увлекательной доступной форме кавайные мультики. Мир устроен вот так; сделать можно то-то и то-то; выбор за тобой». И это тоже социальный эксперимент, успешный или нет — покажет будущее. —НК
 
Moriarty the Patriot (Yuukoku no Moriarty), ТВ-сериал, 24 серии по 24 минуты, 2020—2021 гг. Режиссер Кадзуя Номура, производство Production I.G. Возрастная классификация в России: 18+ (для лиц старше 18 лет). Сериал доступен в сервисе Wakanim. Иллюстрации: © Ryosuke Takeuchi, Hikaru Miyoshi / SHUEISHA, Moriarty Project 2020

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное