всё вместе аниме манга колонки интервью отвечает Аня ОнВ

Отвечает Аня: бум кроссдрессеров

Вопрос: Что это за мода на персонажей-парней, переодетых девочками? Давно такое с японцами?

Ответ: Очень давно. Ношение одежды и аксессуаров другого пола, травестизм — явление с богатой историей, нашедшее отражение в мифологии, фольклоре и культурных практиках разных народов. В японском театре но мужчины исполняли женские роли с XIV века, в театре кабуки первой половины XVII века женские труппы оказались под запретом, и в амплуа женщин стали выступать актеры-мужчины — оннагата или ояма. Молодые оннагата в дополнение к основной профессии часто промышляли проституцией, подыскивая себе состоятельных покровителей-мужчин. Расхожий сюжет эротических гравюр того времени — самурай в мужском кимоно, ласкающий юношу в женском наряде. Не то чтобы отношения подобного рода широко пропагандировались, но в рамки тогдашних общественных норм они в целом вписывались и гневного осуждения в массах не вызывали. При этом, что характерно, гомосексуальную связь со взрослым партнером афишировать было не принято.

В фильме Тосио Мацумото для женщин места не нашлось.

Послевоенная Япония XX века мальчиками не увлекалась. Мужской кроссдрессинг, впрочем, сохранил отдаленное родство с театром: гей-сцена, с которой он связан, сплошь и рядом была сценой в прямом смысле, подмостками клубов. Представление об этом полуподпольном мирке дает, в частности, картина Тосио Мацумото «Похоронная процессия роз» (1969). Стареющий трансвестит-окама — один из героев аниме «Однажды в Токио» (2003) Сатоси Кона.

В манге и аниме последних лет двадцати неоднократно всплывали герои-юноши в девичьем платье, однако примерять женскую одежду героям часто приходилось под гнетом обстоятельств (из относительно свежих примеров — сериалы Otome wa Boku ni Koishiteru и «Ну и Ну! Земляничные яйца», чьи главные герои идут в школу для девочек учиться и, в случае с, кхгм, «Яйцами», преподавать). Но даже когда кроссдрессинг был личным выбором персонажа, сделанным без внешнего давления, такие герои работали на комедийную составляющую произведения, служа источником гэгов.

Oira Sukeban / Delinquent in Drag (1992) — вполне дурацкая OVA про хулигана в школе для девочек.

Ситуация стала меняться совсем недавно, в середине нулевых годов: популярность приобрела сначала манга, компьютерные игры, а потом и анимация для преимущественно мужской аудитории, где мальчики и юноши-кроссдрессеры — отоконоко или, как их еще называют, дзёсо сёнэн — переместились из комедийной области в разряд романтического или сексуального фетиша. Происходит это как в эротической продукции (трилогия OVA Boku no Pico, антологии комиксов Shounen Shikou, Joshou Shounen, Otokonoko Heaven), так и в обычной манге и телевизионном аниме — Maria Holic, Yubisaki Milk Tea, Mayo Elle Otokonoko, Princess Jellyfish, Baka and Test, Steins;Gate, H2O: Footprints in the Sand и так далее. На аниме-фестивалях шуточный кроссплей всё чаще уступает место серьезному, а в токийском районе Акихабара, где сконцентрированы магазины для отаку, открываются мэйд-кафе с юношами-официантами в костюмах горничных.

Steins;Gate, Otome wa Boku ni Koishiteru, Pico to Chico, Moyashimon Returns! — везде есть персонажи, как сказал бы Осгуд Филдинг из фильма «В джазе только девушки», со своими недостатками.

Гендерный исследователь Дзюнко Мицухаси полагает, что ренессанс отоконоко в японской популярной культуре связан со смягчением отношения к старинной традиции, табуированной на протяжении всего XX века. Вряд ли, конечно, Японию завтра ждет всплеск мужской подростковой проституции; речь о том, что если красоту женственного юноши подчеркнуть, придав ему еще большее сходство с девушкой, небо на землю не свалится — и сегодняшнее японское общество это понимает. Что касается конкретно комиксов и мультипликации, то американский отаку Джон Опплигер, ведущий блога AnimeNation, прямо называет всплеск интереса к кроссдрессерам следствием бума моэ. Логичное объяснение: очарованная милыми невинными девочками аудитория легко увлекается любыми симпатичными женственными персонажами, вне зависимости от их пола. (И следующей ступенью, как показывает практика, становятся пони.) Надо заметить, что дзёсо сёнэн в аниме нередко более женственен, чем окружающие его девушки. Заостряя на этом внимание зрителей, авторы одновременно констатируют размытие гендерных ролей и напоминают, пускай причудливым способом, о традиционных женских добродетелях.

Не стоит переоценивать популярность переодеваний. Можно подумать, что японскую поп-культуру захлестнула волна кроссдрессинга, но на самом деле процент произведений с этими персонажами сравнительно невысок — в аниме отоконоко куда меньше, чем пилотов боевых роботов, кавайных младших сестер или грудастых блондинок. Просто примерно с 2006 года на рисованных мальчиков в костюмах девочек существует стабильный спрос, и отрасль старается его удовлетворять. А недовольным этим фактом зрителям, видимо, остается свыкнуться с положением вещей. Признаков того, что отоконоко в ближайшее время выйдут из моды, не заметно.

От шуточек отходят и произведения про вре́менные гендерные трансформации. Румико Такахаси превращала героя Ranma ½ (1987—1996) в девушку и обратно, чтобы повеселить читателя. Действующим лицам сериала Kokoro Connect (2012) — школьникам, которых некая сила меняет телами в случайном порядке, — уже не до смеха.
Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное